17 апреля 2019
Государственное бюджетное учреждение
«комплексный центр социального обслуживания населения» БЕЖЕЦКОГО РАЙОНА
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МОШЕННИЧЕСТВА
В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
г. Бежецк
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБУ
« КЦСОН» Бежецкого района
_________Ю.В. Козырева
«09» января 2019 года
ИНСТРУКЦИЯ
по профилактике мошенничества в отношении
граждан пожилого возраста
1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция устанавливает требования к действиям сотрудников государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Бежецкого района (далее – Центр), направленных на профилактику мошеннических действий в отношении граждан пожилого возраста, а также регламентирует деятельность сотрудников при выявлении факта совершения мошенничества в отношении обслуживаемого получателя социальных услуг.
1.2. Мошенничество - хищениечужогоимуществаили приобретение права на чужое имущество путёмобманаилизлоупотребления доверием. Лицо, занимающееся этим, называетсямошенникилимошенница. При этом под обманом понимается как сознательное искажение истины (активный обман), так и умолчание об истине (пассивный обман). В обоих случаях обманутая жертва сама передает своё имущество мошеннику. Мошенничество – это уголовное преступление.
1.3. Чаще всего жертвами мошенников становятся пожилые люди, а так же инвалиды. Они зачастую испытывают чувство одиночества и изолированности, они доверчивы и легко поддаются внушению со стороны.
1.4. Основные инструменты мошенника это обман и злоупотребление доверием. Обман подразумевает:
- сокрытие правды;
- сообщение заведомо ложных сведений, не соответствующих действительности;
- подделка данных или выдача поддельного объекта за предмет, имеющий ценности;
- прочее поведение, вводящее людей в заблуждение.
1.5. Виды мошенничества, которым подвергаются пожилые люди:
- телефонное мошенничество;
- мошенничество спластиковыми картами;
- продажа изделий медицинского назначения на дому;
- гадание и снятие порчи;
- мошенничество с использованием ложных документов (под видом работников органов социальной защиты, газовой службы,энергосбыта и др.).
2. Основные положения
2.1. Профилактика мошенничества в отношении граждан пожилого возраста заключается в следующих мероприятиях:
- прохождение инструктажа у заведующего отделением;
- проведение с получателями социальных услуг профилактических бесед на темы: «Наиболее распространенные схемы мошенничества», «Как правильно реагировать на попытку вовлечения в мошенничество», «Что надо знать, чтобы не стать жертвой мошенничества» и др.;
- обучение пожилых получателей социальных услуг основным правилам безопасности: «Не открывайте дверь незнакомым людям», «Не верьте на слово, проверьте информацию у официальных лиц (по службам и организациям)», «При возникновении подозрительной ситуации перезвоните родственникам, друзьям, социальному работнику. В случае сомнения позвоните в службу спасения - 112, полицию – 02» и др.
- распространение и совместное изучение с получателями социальных услуг тематических буклетов;
- с целью отработки навыков правильного и безопасного поведения моделировать по сценарию с получателями социальных услуг различные ситуации по противодействию мошенничеству.
2.2. Действия сотрудников Центра при совершении мошенничества в отношении получателя социальных услуг:
- незамедлительно прибыть к пострадавшему получателю социальных слуг;
- сообщить о случившемся заведующему отделением;
- помочь пострадавшему вспомнить все подробности, действия мошенников, их приметы, предварительно объективно оценить причиненный ущерб;
- при необходимости оказать помощь в обращении в отдел МВД, прокуратуру, оказать помощь в написании заявления;
- совместно с пострадавшим проанализировать факт совершенного в отношении его мошеннического действия, выявить ошибки в поведении пожилого человека, проанализировать ситуацию в формате «Как правильно поступить в подобной ситуации».